Программирование >>  Инициализация объектов класса, структура 

1 ... 264 265 266 [ 267 ] 268 269 270 ... 395


template <class Type> class QueueItem {

бой экземпляр Queue является другом бого экземпляра QueueItem template <class T> friend class Queue;

чтобы объявить любой экземпляр Queue другом любого экземпляра QueueItem:

Однако нет смысла объявлять, например, класс Queue, конкретизированный типом string, другом QueueItem, конкретизированного типом complex<double>. Queue<string> должен быть другом только для класса QueueItem<string>. Таким образом, нам нужно взаимно однозначное соответствие между экземплярами Queue и QueueItem, конкретизированными одинаковыми типами. Чтобы добиться этого,

template <class Type> class QueueItem {

для бого экземпляра QueueItem другом является только конкретизированн тем же типом экземпляр Queue friend class Queue<Type>;

...

применим второй метод объявления друзей: };

Данное объявление говорит о том, что для любой конкретизации QueueItem некоторым типом экземпляр Queue, конкретизированный тем же типом, является другом. Так, экземпляр Queue, конкретизированный типом int, будет другом экземпляра QueueItem, тоже конкретизированного типом int. Но для экземпляров QueueItem, конкретизированных типами complex<double> или string, этот экземпляр Queue другом не будет.

В любой точке программы у пользователю может понадобиться распечатать содержимое объекта Queue. Такая возможность предоставляется с помощью перегруженного оператора вывода. Этот оператор должен быть объявлен другом шаблона Queue, так как

как задать аргумент типа Queue?

ему необходим доступ к закрытым членам класса. Какой же будет его сигнатура?

ostream& operator ( ostream &, ??? );

Поскольку Queue - это шаблон класса, то в имени конкретизированного экземпляра должен быть задан полный список аргументов:

ostream& operator ( ostream &, const Queue<int> & );

секцию шаблона. Теперь класс Queue необходимо объявить другом QueueItem, чтобы можно было создавать и манипулировать объектами последнего.

Существует два способа объявить шаблон класса другом. Первый заключается в том,



template <class Type> ostream&

Однако из этого перегруженного оператора вывода придется сделать шаблон функции:

operator ( ostream &, const Queue<Type> & );

Теперь всякий раз, когда оператору ostream передается конкретизированный экземпляр Queue, конкретизируется и вызывается шаблон функции. Вот одна из возможных

template <class Type>

ostream& operator<<( ostream &os, const Queue<Type> &q ) {

os << < ;

QueueItem<Type> *p;

for ( p = q.front; p; p = p->next ) os << *p << ;

os << > ;

return os;

реализаций оператора вывода в виде такого шаблона:

Если очередь объектов типа int содержит значения 3, 5, 8, 13, то распечатка ее содержимого с помощью такого оператора дает

< 3 5 8 13 >

Обратите внимание, что оператор вывода обращается к закрытому члену front класса

template <class Type> class Queue {

friend ostream&

operator<<( ostream &, const Queue<Type> & );

...

Queue. Поэтому оператор необходимо объявить другом Queue:

Здесь, как и при объявлении друга в шаблоне класса Queue, создается взаимно однозначное соответствие между конкретизациями Queue и оператора operator<<() .

Так мы определили оператор вывода для класса, конкретизированного из шаблона Queue типом int. Но что, если Queue - это очередь элементов тина string?

ostream& operator ( ostream &, const Queue<string> & );

Вместо того чтобы явно определять нужный оператор вывода по мере необходимости, желательно сразу определить общий оператор, который будет работать для любой конкретизации Queue. Например:

ostream& operator<<( ostream &, const Queue<Type> & );



template <class Type>

ostream& operator ( ostream &os, const QueueItem<Type> &qi ) {

os << qi.item;

return os;

быть уверенным, что в нужный момент будет конкретизирован подходящий экземпляр:

Поскольку здесь имеется обращение к закрытому члену item класса QueueItem, оператор

template <class Type> class QueueItem {

friend class Queue<Type>; friend ostream&

operator ( ostream &, const QueueItem<Type> & );

...

следует объявить другом шаблона QueueItem. Это делается следующим образом: };

Оператор вывода класса QueueItem полагается на то, что item умеет распечатывать себя:

os << qi.item;

Это порождает тонкую зависимость типов при конкретизации Queue. Любой определенный пользователем и связанный с Queue класс, содержимое которого нужно распечатывать, должен предоставлять оператор вывода. В языке нет механизма, с помощью которого можно было бы задать такую зависимость в определении самого шаблона Queue. Но если оператор вывода не определен для типа, с которым конкретизируется данный шаблон, и делается попытка вывести содержимое конкретизированного экземпляра, то в том месте, где используется отсутствующий оператор вывода, компилятор выдает сообщение об ошибке. Шаблон Queue можно конкретизировать типом, не имеющим оператора вывода, - при условии, что не будет попытки распечатать содержимое очереди.

Следующая программа демонстрирует конкретизацию и использование функций-друзей шаблонов классов Queue и QueueItem:

Распечатка элементов Queue производится оператором вывода operator () класса QueueItem:

os << *p;

Этот оператор также должен быть реализован в виде шаблона функции; тогда можно



1 ... 264 265 266 [ 267 ] 268 269 270 ... 395

© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0.004
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика