|
Программирование >> Поддержка объектно-ориентированного программирования
int i1 = lst1.get(); int i2 = lst2.get(); Однако, список с принудительной связью, например Islist, позволял создавать существенно более эффективную программу и давал более компактное представление. Действительно, при каждом включении объекта в список Slist нужно разместить объект Tlink, а при каждом удалении объекта из Slist нужно удалить объект Tlink, причем каждый раз копируется объект типа T. Когда возникает такая проблема дополнительных расходов, могут помочь два приема. Во-первых, Tlink является прямым кандидатом для размещения с помощью практически оптимальной функции размещения специального назначения (см. $$5.5.6). Тогда дополнительные расходы при выполнении программы сократятся до обычно приемлемого уровня. Во-вторых, полезным оказывается такой прием, когда объекты хранятся в первичном списке, имеющим принудительную связь, а списки без принудительной связи используются только, когда требуется включение объекта в несколько списков: void f(name* p) Islist<name> lst1; Slist<name*> lst2; lst1.insert(p); lst2.insert(p); связь через объект *p для хранения p используется отдельный объект типа список Конечно, подобные трюки можно делать только в отдельном компоненте программы, чтобы не допустить путаницы списочных типов в интерфейсах различных компонент. Но это именно тот случай, когда ради эффективности и компактности программы на них стоит идти. Поскольку конструктор Slist копирует параметр для insert(), список Slist пригоден только для таких небольших объектов, как целые, комплексные числа или указатели. Если для объектов копирование слишком накладно или неприемлемо по смысловым причинам, обычно выход бывает в том, чтобы вместо объектов помещать в список указатели на них. Это сделано в приведенной выше функции f() для lst2. Отметим, что раз параметр для Slist::insert() копируется, передача объекта производного класса функции insert(), ожидающей объект базового класса, не пройдет гладко, как можно было (по наивности) подумать: class smiley : public circle { /* ... */ }; void g1(Slist<circle>& olist, const smiley& grin) olist.insert(grin); ловушка! В список будет включена только часть circle объекта типа smiley. Отметим, что эта неприятность будет обнаружена транслятором в том случае, который можно считать наиболее вероятным. Так, если бы рассматриваемый базовый класс был абстрактным, транслятор запретил бы урезание объекта производного класса: void g2(Slist<shape>& olist, const circle& c) olist.insert(c); ошибка: попытка создать абстрактного класса объект Чтобы избежать урезания объекта нужно использовать указатели: void g3(Slist<shape*>& plist, const smiley& grin) lst2.insert(i); olist.insert(&grin); прекрасно Не нужно использовать параметр-ссылку для шаблонного класса: void g4(Slist<shape&>& rlist, const smiley& grin) rlist.insert(grin); ошибка: будет созданы команды, содержащие ссылку на ссылку (shape&&) При генерации по шаблону типа ссылки, используемые подобным образом, приведут ошибкам в типах. Генерация по шаблону типа для функции Slist::insert(T&); приведет к появлению недопустимой функции Slist::insert(shape&&); Ссылка не является объектом, поэтому нельзя иметь ссылку на ссылку. Поскольку список указателей является полезной конструкцией, имеет смысл дать ему специальное имя: template<class T> class Splist : private Slist<void*> { public: void insert(T* p) { Slist<void*>::insert(p); } void append(T* p) { Slist<void*>::append(p); } T* get() { return (T*) Slist<void*>::get(); } class Isplist : private slist base { public: void insert(T* p) { slist base::insert(p); } void append(T* p) { slist base::append(p); } T* get() { return (T*) slist base::get(); } Эти определения к тому же улучшают контроль типов и еще больше сокращают необходимость дублировать функции. Часто бывает полезно, чтобы тип элемента, указываемый в шаблоне типа, сам был шаблонным классом. Например, разреженную матрицу, содержащую даты, можно определить так: typedef Slist< Slist<date> > dates; Обратите внимание на наличие пробелов в этом определении. Если между первой и второй угловой скобкой > нет пробелов, возникнет синтаксическая ошибка, поскольку >> в определении typedef Slist<Slist<date>> dates; будет трактоваться как операция сдвига вправо. Как обычно, вводимое в typedef имя служит синонимом обозначаемого им типа, а не является новым типом. Конструкция typedef полезна для именования для длинных имен шаблонных классов также, как она полезна для любых других длинных имен типов. Отметим, что параметр шаблона типа, который может по разному использоваться в его определении, должен все равно указываться среди списка параметров шаблона один раз. Поэтому шаблон типа, в котором используется объект T и список элементов T, надо определять так: template<class T> class mytemplate { T ob; Slist<T> slst; а вовсе не так: template<class T, class Slist<t> > class mytemplate { T obj; Slist<T> slst; В $$8.6 и $$R.14.2 даны правила, что может быть параметром шаблона типа. 8.3.3 Реализация списка Реализация функций slist base очевидна. Единственная трудность связана с обработкой ошибок. Например, что делать если пользователь с помощью функции get() пытается взять элемент из пустого списка. Подобные ситуации разбираются в функции обработки ошибок slist handler(). Более развитый метод, рассчитанный на особые ситуации, будет обсуждаться в главе 9. Приведем полное описание класса slist base: class slist base { slink* last; last->next является началом списка public: void insert(slink* a); добавить в начало списка void append(slink* a); добавить в конец списка slink* get(); удалить и возвратить начало списка void clear() { last = 0; } slist base() { last = 0; } slist base(slink* a) { last = a->next = a; } friend class slist base iter; Чтобы упростить реализацию обеих функций insert и append, хранится указатель на последний элемент замкнутого списка: void slist base insert(slink* a) добавить в начало списка if (last) a->next = last->next; else last = a; last->next = a; Заметьте, что last->next - первый элемент списка. void slist base::append(slink* a) добавить в конец списка if (last) { a->next = last->next; last = last->next = a; else last = a->next = a; slist* slist base::get() удалить и возвратить начало списка if (last == 0) slist handleг( нельзя взять из пустого списка ); slink* f = last->next; if (f== last) last = 0; else
|
© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки. |