|
Программирование >> Поддержка объектно-ориентированного программирования
Бьерн Страуструп. Язык программирования С++ class displayed { ... virtual void draw() = 0; class satellite : public task, public displayed { ... void pending(); void draw(); Здесь функции satellite::draw() и satellite::pending() для объекта типа satellite будут вызываться так же, как если бы он был объектом типа displayed или task, соответственно. Отметим, что ориентация только на единственное наследование ограничивает возможности реализации классов displayed, task и satellite. В таком случае класс satellite мог бы быть task или displayed, но не то и другое вместе (если, конечно, task не является производным от displayed или наоборот). В любом случае теряется гибкость. 6.5.1 Множественное вхождение базового класса Возможность иметь более одного базового класса влечет за собой возможность неоднократного вхождения класса как базового. Допустим, классы task и displayed являются производными класса link, тогда в satellite он будет входить дважды: class task : public link { link используется для связывания всех задач в список (список диспетчера) ... class displayed : public link { link используется для связывания всех изображаем1х объектов (список изображений) ... Но проблем не возникает. Два различных объекта link используются для различных списков, и эти списки не конфликтуют друг с другом. Конечно, без риска неоднозначности нельзя обращаться к членам класса link, но как это сделать корректно, показано в следующем разделе. Графически объект satellite можно представить так: Но можно привести примеры, когда общий базовый класс не должен представляться двумя различными объектами (см. $$6.5.3). 6.5.2 Разрешение неоднозначности Естественно, у двух базовых классов могут быть функции-члены с одинаковыми именами: class task { ... virtual debug info* get debug(); class displayed { ... virtual debug info* get debug(); При использовании класса satellite подобная неоднозначность функций должна быть разрешена: 1 65 void f(satellite* sp) debug info* dip = sp->get debug(); ошибка: неоднозначность dip = sp->task::get debug(); нормально dip = sp->displayed::get debug(); нормально Однако, явное разрешение неоднозначности хлопотно, поэтому для ее устранения лучше всего определить новую функцию в производном классе: class satellite : public task, public derived { ... debug info* get debug() debug info* dip1 = task:get debug(); debug info* dip2 = displayed::get debug(); return dip1->merge(dip2); Тем самым локализуется информация из базовых для satellite классов. Поскольку satellite::get debug() является переопределением функций get debug() из обоих базовых классов, гарантируется, что именно она будет вызываться при всяком обращении к get debug() для объекта типа satellite. Транслятор выявляет коллизии имен, возникающие при определении одного и того же имени в более, чем одном базовом классе. Поэтому программисту не надо указывать какое именно имя используется, кроме случая, когда его использование действительно неоднозначно. Как правило использование базовых классов не приводит к коллизии имен. В большинстве случаев, даже если имена совпадают, коллизия не возникает, поскольку имена не используются непосредственно для объектов производного класса. Аналогичная проблема, когда в двух классах есть функции с одним именем, но разным назначением, обсуждается в $$13.8 на примере функции draw() для классов Window и Cowboy. Если неоднозначности не возникает, излишне указывать имя базового класса при явном обращении к его члену. В частности, если множественное наследование не используется, вполне достаточно использовать обозначение типа где-то в базовом классе . Это позволяет программисту не запоминать имя прямого базового класса и спасает его от ошибок (впрочем, редких), возникающих при перестройке иерархии классов. Например, в функции из $$6.2.5 void manager::print() employee::print(); ... предполагается, что employee - прямой базовый класс для manager. Результат этой функции не изменится, если employee окажется косвенным базовым классом для manager, а в прямом базовом классе функции print() нет. Однако, кто-то мог бы следующим образом перестроить классы: class employee { ... virtual void print(); class foreman : public employee { ... void print(); class manager : public foreman { ... void print(); Теперь функция foreman::print() не будет вызываться, хотя почти наверняка предполагался вызов именно этой функции. С помощью небольшой хитрости можно преодолеть эту трудность: class foreman : public employee { typedef employee inherited; ... void print(); class manager : public foreman { typedef foreman inherited; ... void print(); void manager::print() inherited::print(); ... Правила областей видимости, в частности те, которые относятся к вложенным типам, гарантируют, что возникшие несколько типов inherited не будут конфликтовать друг с другом. В общем-то дело вкуса, считать решение с типом inherited наглядным или нет. 6.5.3 Виртуальные базовые классы В предыдущих разделах множественное наследование рассматривалось как существенный фактор, позволяющий за счет слияния классов безболезненно интегрировать независимо создававшиеся программы. Это самое основное применение множественного наследования, и, к счастью (но не случайно), это самый простой и надежный способ его применения. Иногда применение множественного наследования предполагает достаточно тесную связь между классами, которые рассматриваются как братские базовые классы. Такие классы-братья обычно должны проектироваться совместно. В большинстве случаев для этого не требуется особый стиль программирования, существенно отличающийся от того, который мы только что рассматривали. Просто на производный класс возлагается некоторая дополнительная работа. Обычно она сводится к переопределению одной или нескольких виртуальных функций (см. $$13.2 и $$8.7). В некоторых случаях классы-братья должны иметь общую информацию. Поскольку С++ - язык со строгим контролем типов, общность информации возможна только при явном указании того, что является общим в этих классах. Способом такого указания может служить виртуальный базовый класс. Виртуальный базовый класс можно использовать для представления головного класса, который может конкретизироваться разными способами: class window { головная информация virtual void draw(); Для простоты рассмотрим только один вид общей информации из класса window - функцию draw(). Можно определять разные более развитые классы, представляющие окна (window). В каждом определяется своя (более развитая) функция рисования (draw): class window w border : public virtual window { класс окно с рамкой определения, связанные с рамкой void draw();
|
© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки. |