Программирование >>  Поддержка объектно-ориентированного программирования 

1 ... 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 ... 120


ne = a;

Чтобы нарисовать прямоугольник, надо нарисовать четыре отрезка:

void rectangle::draw()

point nw(sw.x,ne.y); point se(ne.x,sw.y); put line(nw,ne); put line(ne,se); put line(se,sw); put line(sw,nw);

В библиотеке фигур есть определения фигур и функции для работы с ними:

void shape refresh(); нарисовать все фигуры

void stack(shape* p, const shape* q); поместить p над q

Функция обновления фигур нужна, чтобы работать с нашим примитивным представлением экрана; она просто заново рисует все фигуры. Отметим, что эта функция не имеет понятия, какие фигуры она рисует:

void shape refresh()

screen clear();

for (shape* p = shape::list; p; p=p->next) p->draw(); screen refresh();

Наконец, есть одна действительно сервисная функция, которая рисует одну фигуру над другой. Для этого она определяет юг (south()) одной фигуры как раз над севером (north()) другой:

void stack(shape* p, const shape* q) поместить p над q

point n = q->north(); point s = p->south(); p->move(n.x-s.x,n.y-s.y+1);

Представим теперь, что эта библиотека является собственностью некоторой фирмы, продающей программы, и, что она продает только заголовочный файл с определениями фигур и оттранслированные определения функций. Все равно вы сможете определить новые фигуры, воспользовавшись для этого купленными вами функциями.

6.4.3 Прикладная программа

Прикладная программа предельно проста. Определяется новая фигура myshape (если ее нарисовать, то она напоминает лицо), а затем приводится функция main(), в которой она рисуется со шляпой. Вначале дадим описание фигуры myshape:

#include shape.h class myshape : public rectangle {

line* l eye; левый глаз

line* r eye; правый глаз

line* mouth; рот

public:

myshape(point, point); void draw(); void move(int, int);



***********

Глаза и рот являются отдельными независимыми объектами которые создает конструктор класса myshape:

myshape::myshape(point a, point b) : rectangle(a,b)

int ll = neast().x-swest().x+1; int hh = neast().y-swest().y+1;

l eye = new line(point(swest().x+2,swest().y+hh*3/4),2); r eye = new line(point(swest().x+ll-4,swest().y+hh*3/4),2); mouth = new line(point(swest().x+2,swest().y+hh/4),ll-4);

Объекты, представляющие глаза и рот, выдаются функцией shape refresh() по отдельности. В принципе с ними можно работать независимо от объекта my shape, к которому они принадлежат. Это один из способов задания черт лица для строящегося иерархически объекта myshape. Как это можно сделать иначе, видно из задания носа. Никакой тип нос не определяется, он просто дорисовывается в функции draw():

void myshape::draw()

rectangle::draw(); int a = (swest().x+neast().x)/2; int b = (swest().y+neast().y)/2; put point(point(a,b));

Движение фигуры myshape сводится к движению объекта базового класса rectangle и к движению вторичных объектов (l eye, r eye и mouth):

void myshape::move(int a, int b)

rectangle::move(a,b); l eye->move(a,b); r eye->move(a,b); mouth->move(a,b);

Наконец, определим несколько фигур и будем их двигать:

int main()

screen init();

shape* p1 = new rectangle(point(0,0),point(10,10)); shape* p2 = new line(point(0,15),17); shape* p3 = new myshape(point(15,10),point(27,18)); shape refresh(); p3->move(-10,-10); stack(p2,p3); stack(p1,p2); shape refresh(); screen destroy(); return 0;

Вновь обратим внимание на то, что функции, подобные shape refresh() и stack(), работают с объектами, типы которых были определены заведомо после определения этих функций (и, вероятно, после их трансляции).

Вот получившееся лицо со шляпой:



*********** ***************** ***********

* ** * * *

** * * * *

* ******* *

* * ***********

Для упрощения примера копирование и удаление фигур не обсуждалось.

6.5 Множественное наследование

В $$1 .5.3 и $$6.2.3 уже говорилось, что у класса может быть несколько прямых базовых классов. Это значит, что в описании класса после : может быть указано более одного класса. Рассмотрим задачу моделирования, в которой параллельные действия представлены стандартной библиотекой классов task, а сбор и выдачу информации обеспечивает библиотечный класс displayed. Тогда класс моделируемых объектов (назовем его satellite) можно определить так:

class satellite : public task, public displayed {

Такое определение обычно называется множественным наследованием. Обратно, существование только одного прямого базового класса называется единственным наследованием.

Ко всем определенным в классе satellite операциям добавляется объединение операций классов task и displayed:

void f(satellite& s)

s.drawO; displayed::draw() s.delay(10); task::delay() s.xmitO; satellite::xmit()

С другой стороны, объект типа satellite можно передавать функциям с параметром типа task или displayed:

void highlight(displayed*); void suspend(task*); void g(satellite* p)

highlight(p); highlight((displayed*)p) suspend(p); suspend((task*)p);

Очевидно, реализация этой возможности требует некоторого (простого) трюка от транслятора: нужно функциям с параметрами task и displayed передать разные части объекта типа satellite.

Для виртуальных функций, естественно, вызов и так выполнится правильно:

class task { ...

virtual pending() = 0;



1 ... 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 ... 120

© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика