Программирование >>  Поддержка объектно-ориентированного программирования 

1 ... 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 ... 120


Имя класса-члена (вложенного класса) можно использовать вне описания объемлющего его класса так же, как имя любого другого члена:

class X {

struct M1 { int m; }; public:

struct M2 { int m; }; M1 f(M2);

void f()

{ M1 a; ошибка: имя вне области видимости

M2 b; ошибка: имя M1 вне области видимости

X::M1 c; ошибка: X::M1 частный член X::M2 d; нормально

Отметим, что контроль доступа происходит и для имен вложенных классов.

В функции-члене область видимости класса начинается после уточнения X:: и простирается до конца описания функции. Например:

M1 X::f(M2 a) ошибка: имя M1 вне области видимости { /* ... */ }

X::M1 X::f(M2 a) нормально

{ /* ... */ }

X::M1 X::f(X::M2 a) нормально, но третье уточнение X:: излишне { /* ... */ }

5.4.4 Статические члены

Класс - это тип, а не некоторое данное, и для каждого объекта класса создается своя копия членов, представляющих данные. Однако, наиболее удачная реализация некоторых типов требует, чтобы все объекты этого типа имели некоторые общие данные. Лучше, если эти данные можно описать как часть класса. Например, в операционных системах или при моделировании управления задачами часто нужен список задач:

class task { ...

static task* chain; ...

Описав член chain как статический, мы получаем гарантию, что он будет создан в единственном числе, т.е. не будет создаваться для каждого объекта task. Но он находится в области видимости класса task, и может быть доступен вне этой области, если только описан в общей части. В этом случае имя члена должно уточняться именем класса:

if (task::chain == 0) какие-то операторы

В функции-члене его можно обозначать просто chain. Использование статических членов класса может заметно сократить потребность в глобальных переменных.

Описывая член как статический, мы ограничиваем его область видимости и делаем его независимым от отдельных объектов его класса. Это свойство полезно как для функций-членов, так и для членов, представляющих данные:

class task { ...

static task* task chain; static void shedule(int);



...

Но описание статического члена - это только описание, и где-то в программе должно быть единственное определение для описываемого объекта или функции, например, такое:

task* task::task chain = 0; void task::shedule(int p) { /* ... */ }

Естественно, что и частные члены могут определяться подобным образом.

Отметим, что служебное слово static не нужно и даже нельзя использовать в определении статического члена класса. Если бы оно присутствовало, возникла бы неоднозначность: указывает ли оно на то, что член класса является статическим, или используется для описания глобального объекта или функции?

Слово static одно из самых перегруженных служебных слов в С и С++. К статическому члену, представляющему данные, относятся оба основных его значения: статически размещаемый , т.е. противоположный объектам, размещаемым в стеке или свободной памяти, и статический в смысле с ограниченной областью видимости, т.е. противоположный объектам, подлежащим внешнему связыванию. К функциям-членам относится только второе значение static.

5.4.5 Указатели на члены

Можно брать адрес члена класса. Операция взятия адреса функции-члена часто оказывается полезной, поскольку цели и способы применения указателей на функции, о которых мы говорили в $$4.6.9, в равной степени относятся и к таким функциям. Указатель на член можно получить, применив операцию взятия адреса & к полностью уточненному имени члена класса, например, &class name::member name. Чтобы описать переменную типа указатель на член класса X , надо использовать описатель вида X::*. Например:

#include <iostream.h> struct cl

char* val;

void print(int x) { cout << val << x << \n; } cl(char* v) { val = v; }

Указатель на член можно описать и использовать так:

typedef void (cl::*PMFI)(int); int main()

cl z1( z1 ); cl z2( z2 );

cl* p = &z2; PMFI pf = &cl::print; z1.print(1); (z1.*pf)(2); z2.print(3);

(p->*pf)(4);

Использование typedef для замены трудно воспринимаемого описателя в С достаточно типичный случай. Операции .* и ->* настраивают указатель на конкретный объект, выдавая в результате функцию, которую можно вызывать. Приоритет операции () выше, чем у операций .* и ->*, поэтому нужны скобки.

Во многих случаях виртуальные функции ($$6.2.5) успешно заменяют указатели на функции.

5.4.6 Структуры и объединения

По определению структура - это класс, все члены которого общие, т.е. описание



Бьерн Страуструп.

struct s {

это просто краткая форма описания

class s { public:

Поименованное объединение определяется как структура , все члены которой имеют один и тот же адрес ($$R.9.5). Если известно, что в каждый момент времени используется значение только одного члена структуры, то объявив ее объединением, можно сэкономить память. Например, можно использовать объединение для хранения лексем транслятора С:

union tok val { char* p; char v[8]; long i; double d;

строка

идентификатор (не более 8 символов)

значения целых

значения чисел с плавающей точкой

Проблема с объединениями в том, что транслятор в общем случае не знает, какой член используется в данный момент, и поэтому контроль типа невозможен. Например:

void strange(int i)

tok val x; if (i)

x.p = 2 ; else

x.d = 2; sqrt(x.d);

ошибка, если i != 0

Кроме того, определенное таким образом объединение нельзя инициализировать таким кажущимся вполне естественным способом:

tok val val1 = 12; tok val val2 = 12 ;

ошибка: int присваивается tok val ошибка: char* присваивается tok val

Для правильной инициализации надо использовать конструкторы:

union tok val {

char* p; char v[8]; long i; double d;

tok val(const char*); tok val(int ii) { i

tok val(double dd) { d

ii; }

dd; }

строка

идентификатор ( не более 8 символов)

значения целых

значения чисел с плавающей точкой

нужно выбирать между p и v

при перегрузке имени

Эти описания позволяют разрешить с помощью типа членов неоднозначность функции (см. $$4.6.6 и $$7.3). Например:

void f()

tok val a = 10; a.i = 10 tok val b = 10.0; b.d = 10.0

Если это невозможно (например, для типов char* и char[8] или int и char и т.д.), то определить, какой член инициализируется, можно, изучив инициализатор при выполнении программы, или введя дополнительный параметр. Например:

tok val::tok val(const char* pp)

if (strlen(pp) <= 8)



1 ... 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 ... 120

© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика