|
Программирование >> Поддержка объектно-ориентированного программирования
while (set->ok(var)) cout << set->next(var) << \n; Другой способ построения итератора по множеству приведен в $$7.8. 5.4 Еще о классах В этом разделе описаны дополнительные свойства класса. Описан способ обеспечить доступ к частным членам в функциях, не являющихся членами ($$5.4.1). Описано, как разрешить коллизии имен членов ($$5.4.2) и как сделать описания классов вложенными ($$5.4.3), но при этом избежать нежелательной вложенности ($$5.4.4). Вводится понятие статических членов (static), которые используются для представления операций и данных, относящихся к самому классу, а не к отдельным его объектам ($$5.4.5). Раздел завершается примером, показывающим, как можно построить дискриминирующее (надежное) объединение ($$5.4.6). 5.4.1 Друзья Пусть определены два класса: vector (вектор) и matrix (матрица). Каждый из них скрывает свое представление, но дает полный набор операций для работы с объектами его типа. Допустим, надо определить функцию, умножающую матрицу на вектор. Для простоты предположим, что вектор имеет четыре элемента с индексами от 0 до 3, а в матрице четыре вектора тоже с индексами от 0 до 3. Доступ к элементам вектора обеспечивается функцией elem(), и аналогичная функция есть для матрицы. Можно определить глобальную функцию multiply (умножить) следующим образом: vector multiply(const matrix& m, const vector& v); vector r; for (int i = 0; i<3; { r[i] = m[i] * v; r.elem(i) = 0; for (int j = 0; j<3; r.elem(i) +=m.elem(i,j) * v.elem(j); return r; Это вполне естественное решение, но оно может оказаться очень неэффективным. При каждом вызове multiply() функция elem() будет вызываться 4*(1 +4*3) раз. Если в elem() проводится настоящий контроль границ массива, то на такой контроль будет потрачено значительно больше времени, чем на выполнение самой функции, и в результате она окажется непригодной для пользователей. С другой стороны, если elem() есть некий специальный вариант доступа без контроля, то тем самым мы засоряем интерфейс с вектором и матрицей особой функцией доступа, которая нужна только для обхода контроля. Если можно было бы сделать multiply членом обоих классов vector и matrix, мы могли бы обойтись без контроля индекса при обращении к элементу матрицы, но в то же время не вводить специальной функции elem(). Однако, функция не может быть членом двух классов. Надо иметь в языке возможность предоставлять функции, не являющейся членом, право доступа к частным членам класса. Функция - не член класса, - имеющая доступ к его закрытой части, называется другом этого класса. Функция может стать другом класса, если в его описании она описана как friend (друг). Например: class matrix; class vector { float v[4]; ... friend vector multiply(const matrix&, const vector&); class matrix { vector v[4]; ... friend vector multiply(const matrix&, const vector&); Бьерн Страуструп. Язык программирования С++ Функция-друг не имеет никаких особенностей, за исключением права доступа к закрытой части класса. В частности, в такой функции нельзя использовать указатель this, если только она действительно не является членом класса. Описание friend является настоящим описанием. Оно вводит имя функции в область видимости класса, в котором она была описана, и при этом происходят обычные проверки на наличие других описаний такого же имени в этой области видимости. Описание friend может находится как в общей, так и в частной частях класса, это не имеет значения. Теперь можно написать функцию multiply, используя элементы вектора и матрицы непосредственно: vector multiply(const matrix& m, const vector& v) vector r; for (int i = 0; i<3; { r[i] = m[i] * v; r.v[i] = 0; for ( int j = 0; j<3; r.v[i] +=m.v[i][j] * v.v[j]; return r; Отметим, что подобно функции-члену дружественная функция явно описывается в описании класса, с которым дружит. Поэтому она является неотъемлемой частью интерфейса класса наравне с функцией-членом. Функция-член одного класса может быть другом другого класса: class x { void f(); class y { ... friend void x::f(); Вполне возможно, что все функции одного класса являются друзьями другого класса. Для этого есть краткая форма записи: class x { friend class y; ... В результате такого описания все функции-члены y становятся друзьями класса x. 5.4.2 Уточнение имени члена Иногда полезно делать явное различие между именами членов классов и прочими именами. Для этого используется операция :: (разрешения области видимости): class X { int m; public: int readm() const { return m; } void setm(int m) { X::m = m; } В функции X::setm() параметр m скрывает член m, поэтому к члену можно обращаться, только используя уточненное имя X::m. Правый операнд операции :: должен быть именем класса. Начинающееся с :: имя должно быть глобальным именем. Это особенно полезно при использовании таких распространенных имен как read, put, open, которыми можно обозначать функции-члены, не теряя возможности обозначать ими же функции, не являющиеся членами. Например: class my file { ... public: int open(const char*, const char*); int my file::jpen(const char* name, const char* spec) ... if (::open(name,flag)) { используется open() из UNIX(2) ... 5.4.3 Вложенные классы Описание класса может быть вложенным. Например: class set { struct setmem { int mem; setmem* next; setmem(int m, setmem* n) { mem=m; next=n; } setmem* first; public: set() { first=0; } insert(int m) { first = new setmem(m,first); } ... Доступность вложенного класса ограничивается областью видимости лексически объемлющего класса: setmem m1(1,0); ошибка: setmem не находится в глобальной области видимости Если только описание вложенного класса не является совсем простым, то лучше описывать этот класс отдельно, поскольку вложенные описания могут стать очень запутанными: class setmem { friend class set; доступно только для членов set int mem; setmem* next; setmem(int m, setmem* n) { mem=m; next=n; } много других полезных членов class set { setmem* first; public: set() { first=0; } insert(int m) { first = new setmem(m,first); } ... Полезное свойство вложенности - это сокращение числа глобальных имен, а недостаток его в том, что оно нарушает свободу использования вложенных типов (см. $$1 2.3).
|
© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки. |