|
Программирование >> Поддержка объектно-ориентированного программирования
Отметим, что не нужно указывать размер массива alpha: транслятор установит его, подсчитав число символов в строке, заданной в качестве инициализатора. Задание массива символов в виде строки инициализатора - это удобный, но к сожалению, единственный способ подобного применения строк. Присваивание строки массиву недопустимо, поскольку в языке присваивание массивам не определено, например: char v[9]; v = a string ; ошибка Классы позволяют реализовать представление строк с большим набором операций (см. $$7.10). Очевидно, что строки пригодны только для инициализации символьных массивов; для других типов приходится использовать более сложную запись. Впрочем, она может использоваться и для символьных массивов. Например: int v1[] = { 1, 2, 3, 4 }; int v2[] = { a, b, c, d }; char v3[] = { 1, 2, 3, 4 }; char v4[] = { a, b, c, d }; Здесь v3 и v4 - массивы из четырех (а не пяти) символов; v4 не оканчивается нулевым символом, как того требуют соглашение о строках и большинство библиотечных функций. Используя такой массив char мы сами готовим почву для будущих ошибок. Многомерные массивы представлены как массивы массивов. Однако нельзя при задании граничных значений индексов использовать, как это делается в некоторых языках, запятую. Запятая - это особая операция для перечисления выражений (см. $$3.2.2). Можно попробовать задать такое описание: int bad[5,2]; ошибка или такое int v[5][2]; size-1 . Например: float v[3]; массив из трех чисел с плавающей точкой: v[0], v[1], v[2] int a[2][5]; два массива, из пяти целых каждый char* vpc; массив из 32 символьных указателей Можно следующим образом записать цикл, в котором печатаются целые значения прописных букв: extern C int strlen(const char*); из <string.h> char alpha[] = abcdefghijklmnopqrstuvwxyz ; main() int sz = strlen(alpha); for (int i=0; i<sz; { char ch = alpha[i]; cout << \<< ch << \ << = <<int(ch) << = 0 << oct(ch) << = 0x << hex(ch) << \n; Здесь функции oct() и hex() выдают свой параметр целого типа в восьмеричном и шестнадцатеричном виде соответственно. Обе функции описаны в <iostream.h>. Для подсчета числа символов в alpha используется функция strlen() из <string.h>, но вместо нее можно было использовать размер массива alpha ($$2.4.4). Для множества символов ASCII результат будет таким: int bad = v[4,1]; ошибка int good = v[4][1]; правильно Ниже описывается массив из двух элементов, каждый из которых является, в свою очередь, массивом из 5 элементов типа char: char v[2][5]; В следующем примере первый массив инициализируется пятью первыми буквами алфавита, а второй -пятью младшими цифрами. char v[2][5] = { { a, b, c, d, e }, { 0, Ч, 2, 3, 4 } main() { for (int i = 0; i<2; i++) { for (int j = 0; j<5; j++) cout << v[ << i << ][ << j << ]= << v[i][j] << ; cout << \n; В результате получим: v[0][0]=a v[0][1]=b v[0][2]=c v[0][3]=d v[0][4]=e v[1][0]=0 v[1][1]=1 v[1][2]=2 v[1][3]=3 v[1][4]=4 2.3.7 Указатели и массивы Указатели и массивы в языке Си++ тесно связаны. Имя массива можно использовать как указатель на его первый элемент, поэтому пример с массивом alpha можно записать так: int main() char alpha[] = abcdefghijklmnopqrstuvwxyz ; char* p = alpha; char ch; while (ch = *p++) cout << ch << = << int (ch) << = 0 << oct(ch) << \n; Можно также задать описание p следующим образом: char* p = &alpha[0]; Эта эквивалентность широко используется при вызовах функций с параметром-массивом, который всегда передается как указатель на его первый элемент. Таким образом, в следующем примере в обоих вызовах strlen передается одно и то же значение: void f() extern C int strlen(const char*); из <string.h> char v[] = Annemarie ; char* p = v; strlen(p); strlen(v); Но в том и загвоэдка, что обойти это нельзя: не существует способа так описать функцию, чтобы при ее вызове массив v копировался ($$4.6.3). Результат применения к указателям арифметических операций +, -, ++ или -- зависит от типа указуемых объектов. Если такая операция применяется к указателю p типа T*, то считается, что p указывает на массив объектов типа T. Тогда p+1 обозначает следующий элемент этого массива, а p-1 - предыдущий элемент. Отсюда следует, что значение (адрес) p+1 будет на sizeof(T) байтов больше, чем значение p. Поэтому в следующей программе main() char cv[10]; int iv[10]; char* pc = cv; int* pi = iv; cout << char* << long(pc+1)-long(pc) << \n; cout << int* << long(pi+1)-long(pi) << \n; с учетом того, что на машине автора (Maccintosh) символ занимает один байт, а целое - четыре байта, получим: char* 1 int* 4 Перед вычитанием указатели были явной операцией преобразованы к типу long ($$3.2.5). Он использовался для преобразования вместо очевидного типа int, поскольку в некоторых реализациях языка С++ указатель может не поместиться в тип int (т.е. sizeof(int)<sizeof(char*)). Вычитание указателей определено только в том случае, когда они оба указывают на один и тот же массив (хотя в языке нет возможностей гарантировать этот факт). Результат вычитания одного указателя из другого равен числу (целое) элементов массива, находящихся между этими указателями. Можно складывать с указателем или вычитать из него значение целого типа; в обоих случаях результатом будет указатель. Если получится значение, не являющееся указателем на элемент того же массива, на который был настроен исходный указатель (или указателем на следующий за массивом элемент), то результат использования такого значения неопределен. Приведем пример: void f() int v1[10]; int v2[10]; int i = &v1[5]-&v1[3]; 2 i = &v1[5]-&v2[3]; неопределенный результат int* p = v2+2; p == &v2[2] p = v2-2; *p неопределено Как правило, сложных арифметических операций с указателями не требуется и лучше всего их избегать. Следует сказать, что в большинстве реализаций языка С++ нет контроля над границами массивов. Описание массива не является самодостаточным, поскольку необязательно в нем будет храниться число элементов массива. Понятие массива в С является, по сути, понятием языка низкого уровня. Классы помогают развить его (см. $$1 .4.3). 2.3.8 Структуры Массив представляет собой совокупность элементов одного типа, а структура является совокупностью элементов произвольных (практически) типов. Например: struct address { char* name; имя Jim Dandy long number; номер дома 61 char* street; улица South Street char* town; город New Providence char* state[2]; штат N J int zip; индекс 7974
|
© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки. |