|
Программирование >> Поддержка объектно-ориентированного программирования
k(const F& a, const G& b, const H& c) a.f(); b.g(); c.h(); main() X x; Y y; Z z; k(x,y,z); k(z,x,y); k(y,x,z); k(x,z,y); ok ok error F required for first argument error G required for second argument Обратите внимание, что сделав предположения k() о своих аргументах явными, мы переместили контроль ошибок с этапа выполнения на этап трансляции. Сложные примеры, подобные приведенному, возникают, когда пытаются реализовать на С++ проекты, сделанные на основе опыта работы с другими системами типов. Обычно это возможно, но в результате получается неестественная и неэффективная программа. Такое несовпадение между приемами проектирования и языком программирования можно сравнить с несовпадением при пословном переводе с одного естественного языка на другой. Ведь английский с немецкой грамматикой выглядит столь же неуклюже, как и немецкий с английской грамматикой, но оба языка могут быть доступны пониманию того, кто бегло говорит на одном из них. Этот пример подтверждает тот вывод, что классы в программе являются конкретным воплощением понятий, используемых при проектировании, поэтому нечеткие отношения между классами приводят к нечеткости основных понятий проектирования. 12.1.4 Гибридный проект Переход на новые методы работы может быть мучителен для любой организации. Раскол внутри нее и расхождения между сотрудниками могут быть значительными. Но резкий решительный переход, способный в одночасье превратить эффективных и квалифицированных сторонников старой школы в неэффективных новичков новой школы обычно неприемлем. В то же время, нельзя достичь больших высот без изменений, а значительные изменения обычно связаны с риском. Язык С++ создавался с целью сократить такой риск за счет постепенного введения новых методов. Хотя очевидно, что наибольшие преимущества при использовании С++ достигаются за счет абстракции class H { virtual void h(); class X : public virtual F, public virtual G { void f(); void g(); class Y : public virtual G, public virtual H { void g(); void h(); class Z : public virtual H, public virtual F { void h(); void f(); данных, объектно-ориентированного программирования и объектно-ориентированного проектирования, совершенно неочевидно, что быстрее всего достичь этого можно решительным разрывом с прошлым. Вряд ли такой явный разрыв будет возможен, обычно стремление к усовершенствованиям сдерживается или должно сдерживаться, чтобы переход к ним был управляемым. Нужно учитывать следующее: - Разработчикам и программистам требуется время для овладения новыми методами. - Новые программы должны взаимодействовать со старыми программами. - Старые программы нужно сопровождать (часто бесконечно). - Работа по текущим проектам и программам должна быть выполнена в срок. - Средства, рассчитанные на новые методы, нужно адаптировать к локальному окружению. Здесь рассматриваются как раз ситуации, связанные с перечисленными требованиями. Легко недооценить два первых требования. Поскольку в С++ возможны несколько схем программирования, язык допускает постепенный переход на него, используя следующие преимущества такого перехода: - Изучая С++, программисты могут продолжать работать. - В окружении, бедном на программные средства, использование С++ может принести значительные выгоды. - Программы, написанные на С++, могут хорошо взаимодействовать с программами, написанными на С или других традиционных языках. - Язык имеет большое подмножество, совместимое с С. Идея заключается в постепенном переходе программиста с традиционного языка на С++: вначале он программирует на С++ в традиционном процедурном стиле, затем с помощью методов абстракции данных, и наконец, когда овладеет языком и связанными с ним средствами, полностью переходит на объектно-ориентированное программирование. Заметим, что хорошо спроектированную библиотеку использовать намного проще, чем проектировать и реализовывать, поэтому даже с первых своих шагов новичок может получить преимущества, используя более развитые средства С++. Идея постепенного, пошагового овладения С++, а также возможность смешивать программы на С++ с программами, написанными на языках, не имеющих средств абстракции данных и объектно-ориентированного программирования, естественно приводит к проекту, имеющему гибридный стиль. Большинство интерфейсов можно пока оставить на процедурном уровне, поскольку что-либо более сложное не принесет немедленного выигрыша. Например, обращение к стандартной библиотеке math из С определяется на С++ так: extern C { #include <math.h> и стандартные математические функции из библиотеки можно использовать так же, как и в С. Для всех основных библиотек такое включение должно быть сделано теми, кто поставляет библиотеки, так что программист на С++ даже не будет знать, на каком языке реализована библиотечная функция. Использование библиотек, написанных на таких языках как С, является первым и вначале самым важным способом повторного использования на С++. На следующем шаге, когда станут необходимы более сложные приемы, средства, реализованные на таких языках как С или Фортран, представляются в виде классов за счет инкапсуляции структур данных и функций в интерфейс классов С++. Простым примером введения более высокого семантического уровня за счет перехода от уровня процедур плюс структур данных к уровню абстракции данных может служить класс строк из $$7.6. Здесь за счет инкапсуляции символьных строк и стандартных строковых функций С получается новый строковый тип, который гораздо проще использовать. Подобным образом можно включить в иерархию классов любой встроенный или отдельно определенный тип. Например, тип int можно включить в иерархию классов так: class Int : public My object { int i; public: definition of operations see exercises [8]-[11] in section 7.14 for ideas определения операций получаются в упражнениях [8]-[11] за идеями обратитесь к разделу 7.14 Так следует делать, если действительно есть потребность включить такие типы в иерархию. Обратно, классы С++ можно представить в программе на С или Фортране как функции и структуры данных. Например: class myclass { representation public: void f(); T1 g(T2); ... extern C { map myclass into C callable functions: void myclass f(myclass* p) { p->f(); } T1 myclass g(myclass* p, T2 a) { return p->g(a); } ... В С-программе следует определить эти функции в заголовочном файле следующим образом: in C header file extern void myclass f(struct myclass*); extern T1 myclass g(struct myclass*, T2); Такой подход позволяет разработчику на С++, если у него уже есть запас программ, написанных на языках, в которых отсутствуют понятия абстракции данных и иерархии классов, постепенно приобщаться к этим понятиям, даже при том требовании, что окончательную версии программы можно будет вызывать из традиционных процедурных языков. 12.2 Классы Основное положение объектно-ориентированного проектирования и программирования заключается в том, что программа служит моделью некоторых понятий реальности. Классы в программе представляют основные понятия области приложения и, в частности, основные понятия самого процесса моделирования реальности. Объекты классов представляют предметы реального мира и продукты процесса реализации. Мы рассмотрим структуру программы с точки зрения следующих взаимоотношений между классами: - отношения наследования, - отношения принадлежности, - отношения использования и - запрограммированные отношения. При рассмотрении этих отношений неявно предполагается, что их анализ является узловым моментом в проекте системы. В $$1 2.4 исследуются свойства, которые делают класс и его интерфейс полезными для представления понятий. Вообще говоря, в идеале, зависимость класса от остального мира должна быть минимальна и четко определена, а сам класс должен через интерфейс открывать лишь минимальный объем информации для остального мира. Подчеркнем, что класс в С++ является типом, поэтому сами классы и взаимоотношения между ними
|
© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0.001
При копировании материалов приветствуются ссылки. |