Программирование >>  Решение нетривиальных задач 

1 ... 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 ... 77


105. Наследование не подходит, если вы никогда не посылаете сообщения базового класса объекту производного класса

106. Везде, где можно, предпочитайте включение наследованию

107. Используйте закрытые базовые классы лишь когда вы должны обеспечить виртуальные замещения

Главная выгода от наследования состоит в том, что вы можете писать универсальный код, манипулирующий объектами обобщенного базового класса, и тот же самый код может также манипулировать объектами производного класса (или точнее, может манипулировать компонентом базового класса в объекте производного класса). Например, вы можете написать функцию, которая печатает список объектов фигура, но этот список на самом деле содержит объекты, которые унаследованы от фигуры, такие как круг и линия. Тем не менее, функции печати этого знать не нужно. Она вполне довольна, считая их обобщенными фигурами. Это качество является тем, что имеют в виду, когда говорят о повторном использовании кода. Вы повторно используете один и тот же код для разных дел: временами он печатает круг, временами - линию.

Если вы обнаружили у себя объект производного класса, от которого никогда не требуется использовать возможности базового класса, то, вероятно, в проектировании иерархии есть какая-то ошибка, хотя встречаются редкие случаи, когда такое поведение приемлемо; поэтому в языке есть закрытые базовые классы. Но все же включение (назначение объекта полем в классе, а не базовым классом) всегда лучше, чем наследование (при условии, конечно, что у вас есть выбор).

Если объект производного класса никогда не получает сообщения базового класса, то вероятнее всего компонент базового класса в объекте производного класса действительно должен быть полем, и наследование вовсе не должно использоваться. Вместо вот этого:

class derived : public base

вам почти всегда лучше делать так: class derived

base base obj;



Используйте закрытые базовые классы лишь в случаях, когда вам нужно в производном классе перегружать виртуальные функции базового класса.

Удачный пример подобного неправильного использования наследования есть во многих иерархиях классов для Windows, которые наследуют классы типа диалоговое окно от окна . Однако в реальной программе вы никогда не посылаете относящиеся к окну сообщения (типа сдвинуться или изменить размер ) в диалоговое окно. То есть диалоговое окно не является окном, по крайней мере, с точки зрения того, как диалоговое окно используется в программе. Скорее диалоговое окно использует окно, чтобы себя показать. Слово является подразумевает наследование, а использует - включение, которое здесь лучше подходит.

Подобное плохое проектирование, между прочим, обычно имеет причиной отступление от правила определения объектов в первую очередь. То есть концепция окна в Microsoft Windows имеет смысл только для подсистемы визуального вывода. Диалоговое окно изображается в виде окна, но это не значит, что это окно, даже если подсистема визуального вывода предпочитает его рассматривать в этом качестве. Плохое проектирование получается, когда исходят из существующей системы визуального вывода и затем помещают вокруг нее оболочку при помощи библиотеки классов, вместо того, чтобы исходить из описания программы, решая затем, как реализовать в программе реальные объекты.

108. Проектируйте структуры данных в последнюю очередь

Добавление полей данных выполняется в процессе проектирования в последнюю очередь. Другими словами, после того, как вы разработали сообщения, вам нужно понять, как реализовать возможности, запрашиваемые этими сообщениями. Вероятно, это труднейшая часть процесса объектно-ориентированного проектирования для структурного программиста: заставить себя не думать о лежащей в основе структуре данных до тех пор, пока не будет готовы полностью система обмена сообщениями и иерархия классов.

В этот момент процесса проектирования вы также добавляете закрытые (private) рабочие (или вспомогательные ) функции, которые помогают обработчикам сообщений справиться со своей работой.



109. Все данные в определении класса должны быть закрытыми

110. Никогда не допускайте открытого доступа к закрытым данным

Все данные в определении класса должны быть закрытыми. Точка. Никаких исключений. Проблема здесь заключается в тесном сцеплении между классом и его пользователями, если они имеют прямой доступ к полям данных. Я приведу вам несколько примеров. Скажем, у вас есть класс string, который использует массив типа char для хранения своих данных. Спустя год к вам обращается заказчик из Пакистана, поэтому вам нужно перевести все свои строки на урду, что вынуждает перейти на Unicode. Если ваш строковый класс позволяет какой-либо доступ к локальному буферу char*, или сделав это поле открытым (public), или определив функцию, возвращающую char*, то вы в большой беде. Взглянем на код. Вот действительно плохой проект:

class string

public:

char *buf;

...

f() {

string s;

...

printf( %s/n , s.buf );

Если вы попробуете изменить определение buf на wchar t* для работы с Unicode (что предписывается ANSI Си), то все функции, которые имели прямой доступ к полю buf, перестают работать. И вы будете должны их все переписывать.

Другие родственные проблемы проявляются во внутренней согласованности. Если строковый объект содержит поле length, то вы могли бы модифицировать буфер без модификации length, тем самым разрушив эту строку. Аналогично, деструктор строки мог бы предположить, что, так как конструктор разместил этот буфер посредством new, то будет безопаснее передать указатель на buf оператору delete. Однако если у вас прямой доступ, то вы могли бы сделать что-нибудь типа:



1 ... 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 ... 77

© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика