|
Программирование >> Процедурные приложения
Глава 6. Инструкции Инструкции выбора o Инструкция if o Инструкция if/else o Условный оператор ?: o Конструкция switch/case Циклы o Цикл for o Цикл while o Цикл do/while Инструкции перехода o Инструкция break o Инструкция continue o Инструкция return Чтобы приступить к созданию первых программ на языках C/C++, вам следует познакомиться с некоторыми дополнительными средствами программирования. В этой главе будут рассмотрены базовые инструкции, составляющие основу любой программы. Большинство из них вам должно быть хорошо знакомо по другим языкам программирования высокого уровня. Это такие инструкции, как if, if /else и switch/case, а также циклы for, while и do/while. В то же время ряд инструкций уникален для C/C++, например условный оператор ?:, ключевые слова break и continue. Они не имеют аналогов в более ранних языках программирования, таких как FORTRAN, COBOL или Pascal. По этой причине начинающие программисты часто оставляют их без внимания и не используют в своих программах. В результате остаются невостребованными некоторые уникальные возможности, предоставляемые языками C/C++. Кроме того, это выдает в вас новичка, которому вряд ли доверят работу над серьезным проектом. Инструкции выбора В языках C/C++ имеются четыре базовые инструкции выбора: if,if /else, switch/case и оператор ?:. Прежде чем приступить к изучению каждой из них, следует упомянуть об общих принципах построения условных выражений. Инструкции выбора используются для выборочного выполнения определенных блоков программы, состоящих либо из одной строки, либо из нескольких. В первом случае строка не выделяется фигурными скобками, во втором - выделяется весь блок. Инструкция if Одиночная инструкция if предназначена для выполнения команды или блока команд в зависимости от того, истинно заданное условие или нет. Ниже показан простейший пример инструкции if: if (условие) выражение; Обратите внимание, что условие заключается в круглые скобки. Если в результате проверки условия возвращается значение true, то выполняется выражение, после чего управление передается следующей строке программы. Если же результатом условия будет false, то выражение будет пропущено. Перейдем к конкретному примеру. В следующем фрагменте на экран выводится приветствие Добрый день! всякий раз, когда значение переменной ioutside temp оказывается большим или равным 72: if(ioutside temp >= 72) printf( Добрыйдень! ); В более сложном случае, когда инструкция if охватывает несколько выполняемых команд, синтаксис немного меняется: if(условие) {. выражение1; выражение2; вIражение-n; ) Весь блок команд выделяется фигурными скобками, а каждая строка заканчивается точкой с запятой. Ниже показан пример программы, в которой применяется инструкция if: * if. с * В этой программе на языке С демонстрируется использование инструкции if. #include <stdio.h> int main () int inum As, inum Bs, inum Cs; float fGPA; printf( \nВведите число предметов, по котор1м вы получили оценку ОТЛИЧНО: ); scanf( %d , &inum As); printf( \nВведите число предметов, по котор1м вы получили оценку ХОРОШО: ); scanf( %d ,&inum Bs); printf( \nВведите число предметов, по котор1м получили оценку УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО: ) ; scanf( %d ,SinumCs); fGPA = (inum As*5 + inum Bs*4 + inum Cs*3)/(float)(inum As + inum Bs + inum Cs); printf( \nВаш средний балл: %5.2f\n ,fGPA); if (fGPA >= 4.5){ printf( \nПОЗДРАВЛЯЕМ!\n ); printf ( \пВы прошли по конкурсу. ); return(0); } Обратите внимание, что инструкция if контролирует вывод только поздравительного сообщения, которое отображается, если значение переменной fGPA больше или равно 4,5. Инструкция if/else Инструкция if /else позволяет выборочно выполнять одно из двух действий в зависимости от условия. Ниже показан синтаксис данной инструкции: if (условие) выражение1; else выражение2; Если проверка условия дает результат true, то выполняется выражение1, в противном случае - выражение2. Рассмотримпример: if (ckeypressed - UP) iy pixel coord++; else iy pixel coord-- ; В этом фрагменте выполняется увеличение или уменьшение текущей горизонтальной координаты указателя мыши в зависимости от значения переменной ckeypressed (предполагается, что она содержит код нажатой клавиши).
|
© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки. |