Программирование >>  Дополнительные возможности наследования 

1 ... 185 186 187 [ 188 ] 189 190 191 ... 265


фейса в проекте приложения с интерфейсом класса в коде приложения. Подмена этих терминов вызовет бессмыслицу.) Если будет осуществляться взаимодействие с базой данных определенного типа, это тоже следует зафиксировать в классе интерфейса.

Классы интерфейса инкапсулируют протоколы интерфейса и таким образом защищают код программы от изменений в другой системе. Они позволяют менять ващ собственный проект или подстраиваться к изменениям структуры других систем, не нарушая остального кода. Пока две системы продолжают поддерживать согласованный интерфейс, они могут развиваться независимо друг от друга.

ООраОошка данных

Аналогично создаются классы обработки данных. Если надо сделать преобразование из одного формата в другой (например, из градусов Фаренгейта в градусы Цельсия или из английской системы в метрическую), то эти операции можно инкапсулировать внутри класса обработки данных. Этот прием можно использовать при отправке данных в другие системы в определенном формате или для передачи данных в Internet. В общем, каждый раз, когда надо преобразовать данные в определенный формат, протокол следует инкапсулировать в классе обработки данных.

Отчеты

Каждый отчет, выводимый системой (или связанная группа отчетов) является кандидатом в классы. Протокол формирования отчета, куда входит сбор информации и способ ее отображения, следует инкапсулировать в класс обзора.

Нетробетва

Если система взаимодействует с устройствами или управляет ими (такими как принтеры, модемы, сканеры и т.п.), то особенности протокола устройства следует инкапсулировать в классе устройства. Благодаря этому, внося изменения в класс устройства, можно подключать к системе новые устройства, не нарушая остального кода.

Статическая модель

Когда создан первоначальный набор классов, пора начинать моделировать их отношения и взаимодействия. Для большей ясности сначала объясним статическую модель, а затем - динамическую. При реальном процессе проектирования можно свободно переходить от одной модели к другой, заполняя обе подробностями, фактически добавляя новые классы и описывая их по мере продвижения.

Статическая модель сосредоточена в трех областях: распределении ответственности, атрибутах и взаимодействии. Наиболее важная из них (на что в первую очередь обратим внимание) - это распределение ответственности между классами. Перед каждым классом должна быть поставлена одна конкретная задача, за выполнение которой он несет ответственность.

Это не означает, что у каждого класса есть только один метод. Класс может содержать десятки методов. Однако все они должны быть согласованными и взаимосвязанными, т.е. должны обеспечивать выполнение единой задачи.

В хорошо спроектированной системе каждый объект является экземгшяром класса, имеющего четко определенный набор функций и отвечающего за выполнение конкретной задачи. Классы обычно делегируют несвойственные им задачи другим, связанным с



ними классам. Создание классов, имеющих одну область ответственности, - основа написания читабельного и легко поддерживаемого кода.

Чтобы разобраться с ответственностью классов, следует начать проектирование с создания карточек CRC.

Карточки CRC

CRC означает Class (класс). Responsibility (ответственность). Collaboration (сотрудничество). CRC представляет собой обычную бумажную карточку размером, не превышающим используемые в картотеках. Работая с такими карточками, вы, как Чапаев с помощью картошки, сможете нагладно объяснить коллегам, которым будет поручена разработка отдельных классов, как вы мыслите наладить распределение ответственности за выполнение тактических и стратегических задач между классами проекта.

Как проводить засвданпя с карточками

На каждое заседание с карточками следует приглашать от трех до шести человек. Если людей больше, то теряется управляемость. Кроме того, во время дискуссии гораздо проще прийти к консенсусу, если в заседании участвует не слишком много людей. Кратко остановимся на том, кто в идеале должен участвовать в разработке серьезного проекта (если вы не хотите свалить на себя всю ответственность за провал). Итак, вы главный исполнитель. Пригласите как минимум одного ведущего специалиста по программной архитектуре, имеющего опыт в анализе и проектировании объектно-ориентированных программ. Не мешает также включить в состав минимум одного или двух экспертов по домену , не понаслышке знающих проблему, которую вы хотите решить с помощью разрабатываемой программы.

В будущем вам потребуются менеджеры (если не адвокат), но не сейчас. Это творческое непринужденное заседание не для прессы и не для рекламы. Цель состоит в том, чтобы провести исследование, высказать рискованные предложения и в ходе дискуссии решить, какой класс нагрузить той или иной проблемой.

Заседание по CRC начинается с того, что группа рассаживается за столом, на котором лежит небольшая стопка карточек. В верхней части каждой из них пишется название одного из классов. Начертите сверху вниз линию, разделив карточку на две части, и слева напишите Ответственность, а справа - Сотрудничество.

Начинайте заполнять карточки по самым важным из определенных вами классов. С обратной стороны дайте небольшое описание в одно или два предложения. Можно также указать, уточнением (производным) какого класса является данный класс, если это очевидно к моменту работы с карточкой. Просто под именем класса напишите Надкласс: и впишите имя класса, от которого данный класс производится.

Сфокусируемся иа расиреусАснии ответственности

Основным пунктом повестки дня заседания является определение ответственности каждого класса. Не обращайте много внимания на атрибуты, фиксируйте по мере продвижения только самые существенные и очевидные из них. Если для выполнения задачи класс должен делегировать часть работы другому классу, то эта информация указывается в столбце Сотрудничество.

В ходе работы обращайте внимание, сколько пунктов появилось на карточке класса в столбце Ответственность. Если на карточке не хватает места, то это повод задуматься, не следует ли разделить данный класс на два. Помните, каждый класс должен отвечать за выполнение одной задачи, поэтому все пункты в столбце Ответственность должны быть логически и функционально взаимосвязанными.



На данном этапе проектирования не стоит задумываться над тем, каким образом будет объявлен класс в программе и сколько открытых и закрытых методов он будет содержать. Обращайте внимание только на то, за что этот класс отвечает.

Как сдвАать kabcg живым

Главным свойством карточек CRC является то, что их можно сделать антропоморфными, т.е. каждый класс наделяется свойствами человека. Посмотрим, как это работает. После определения первоначального набора классов разложите по кругу на столе карточки CRC в произвольном порядке и вместе пройдитесь по сценарию. Например, вернемся к предложенному ранее сценарию.

Клиент выбирает операцию снятия наличных с расчетного счета. На счете в банке имеется достаточная сумма, в ATM достаточно наличных и заправлена лента для квитанций, а сеть включена и работает. Кассовый аппарат ATM просит указать сумму, которая не должна превышать $300. Машина выдает указанную сумму и печатает квитанцию для клиента.

Предположим, в заседании участвуют пять человек: Эмма - ваш помощник, сведущая в объектно-ориентированном программировании; Борис - ведущий программист; Сергей - будущий клиент вашей системы; Олег - эксперт по домену; а также Эдик - программист.

Эмма держит карточку CRC класса Расчетный счет и говорит: Я сообщаю клиенту, сколько можно получить денег. Он просит меня дать $300. Я посьшаю сообщение на устройство выдачи, чтобы было выдано $300 наличными . Борис держит свою карточку и говорит: Я устройство вьщачи; я выдаю $300 и посьшаю Эмме сообщение, чтобы она уменьшила остаток на счете на $300. Кому я должен сообщить, что в машине стало на $300 меньше? Должен ли я это отслеживать? Сергей: Думаю, нужен объект для слежения за наличностью в машине . Эдик: Нет. Кассовый аппарат сам должен знать, сколько у него осталось денег; это не должно нас волновать . Эмма возражает: Нет. Выдачу денег кто-то должен контролировать. Программа должна знать, доступна ли наличность и достаточно ли у клиента денег на счете. Кроме того, программа должна проследить, было ли выдано аппаратом именно столько денег, сколько было заказано. Учет денег в кассовом аппарате следует делегировать некоему внутреннему счету. Необходимо также, чтобы система оповещала технический персонал банка о том, что в кассовом аппарате закончились деньги .

Спор продолжается. Каждый класс реально стал человеком, который держит соответствующую карточку в руках и заполняет столбцы ответственности и сотрудничества.

Оараничвноя карточвк CRC

Хотя карточки CRC могут быть мощным средством в начале проектирования, их возможности ограничены. Первая проблема в том, что большой проект может состоять из большого числа классов. Тогда в карточки можно будет зарыться с головой. Взаимоотношения между классами прорабатываются недостаточно. Правда, фиксируется сотрудничество, но его природа и механизмы не моделируются. По карточкам не видно, какие классы вкладываются в другие классы, какие наследуются, а какие ассоциируются. В карточках не отмечаются атрибуты класса, определяющие его внутреннюю структуру, поэтому трудно перейти от карточек прямо к коду. Нужно помнить, что карточки статичны по своей природе и, хотя в них и записываются в общем виде отношения между классами, они не годятся для построения динамической модели.

Короче говоря, карточки CRC являются хорошим началом, но для построения более полной модели проекта нужно перейти к UML. После создания модели UML карточки можно будет отложить в сторону. Они вам больше не потребуются.



1 ... 185 186 187 [ 188 ] 189 190 191 ... 265

© 2006 - 2025 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика