Программирование >>  Реализация целостности данных 

1 ... 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 ... 124


ГЛАВА 1 как посредник межд ателем к Ёистемой

чае модель реализации полностью изолирована от пользователя, и поэтому идеальная система практически полностью соответствует

ментальной модели. Конечно, на практике редко удается добиться

полного соответствия между поведением системы и ментальной моделью, но следует к этому стремиться.

Большинство читателей этой книги, очевидно, обладает достаточно глубокими знаниями в области информационных технологий, и поэтому их ментальная модель отличается от ментальной модели рядового пользователя. Например, моя ментальная модель при пользовании текстовым процессором такова: когда я нажимаю клавишу на клавиатуре, то соответствующий код ASCII сохраняется в оперативной памяти компьютера. Разумеется, и это представление далеко от модели реализации, однако оно не похоже и на представление него клерка.

При проектировании пользовательского интерфейса, однако, сложно отвлечься от аспектов реализации. Ведь даже если вы не принимаете непосредственного участия в разработке, то все равно в некоторые детали этого процесса. А значит, нужно либо изобрести способ, позволяющий на некоторое время полностью забыть о модели реализации системы, либо попросить нескольких пользователей описать эту систему, чтобы воспользоваться их ментальной моделью.

Наилучший вариант - формальное тестирование прототипа системы на удобство пользовательского интерфейса. К сожалению, этот подход редко используется на практике, но мой опыт показывает, что подобные эксперименты оправданы. Создав прототип пре-

доставьте пользователям возможность поработать с ним некоторое время. Затем попросите их рассказать, что, по их мнению, происходит, когда они выполняют те или иные действия. Ручаюсь, их ответы будут сильно отличаться от того, что вы ожидали услышать. В отсутствие прототипа системы вы можете, расспросить пользователей, как они представляют себе работу с системой. Или нарисуйте основные элементы пользовательского интерфейса на бумаге и попросите пользователя их прокомментировать. Эти методы хоть и не столь результативны, как работа с прототипом, но все же полезны.

Затем проанализируйте собранную информацию. Определите, где модель реализации (то есть то, что реально происходит в системе) расходится с ментальной моделью пользователей и выявите противоречия. Подумайте, в чем их причина? Может быть, ваша терминология просто непривычна для пользователей? Мой совет - всегда использовать те же термины, что и пользователь. Например, некое действие у вас может называться редактирование а пользователи го-

ворят изменение адреса . Скорее всего, вы просто по-разному



ваете одно и то же, но и ошибки в структуре системы. Под-

робней об этом - в главе.

Уровни 110ДГ010ВК14 пользователей

Возможно, системы с точки зрения пользователя не было

заложено в основу все кга. И все же вряд нбудь из разработчиков сознательно ставит перед собой цель создать систему с недружественным пользовательским интерфейсом . Проблема в юм, что за словами дружественный интерфейс , как правило, не кроется

никакого конкретного смысла, и вам придется голову в поисках более критериев. Обычно под этими слова-

ми подразумевают с которым легко работать и интер-

фейс, обеспечивающий удобство и простоту использования .

Оставив пока в стороне вопрос, что означает попробуем

выяснить, для кого это должно легко. Может оказаться, что новичок легко научится работать с вашей системой, но опытному нользо-вателю, уже работавшему с аналогичными системами, будет трудно сориентироваться. Лучше всего учесть при проектировании нтер-фейса требования пользователей всех уровней, разраоотав специальные средства для каждого.

Начинающий пользователь

Все когда-нибудь приходится делать в первый раз , гласит поговорка, и каждый пользователь когда-то был новичком. Однако лишь

очень небольшое число пользователей остаются на этом уровне всю

жизнь - больщинство из них довольно быстро превращаются в опытных пользователей, а затем экспертов. При проектировании бой системы следует учитывать, что пользователи либо сравнительно быстро научатся работать с ней, либо предпочтут продукт, разработанный другой фирмой. Поэтому нужно помнить одно простое нра-вило: не увлекайтесь средствами, которые помогут новичкам, но помешают работе более опытных пользователей.

Начинающим пользователям следует знать, для чего нредназначе-на система и что они могут сделать с ее Ваша задача -

объяснить им это, но возможности не заставляя повторно знакомиться с системой тех, кто более опытен. Разместите краткую информацию о системе и ее основных возможностях отдельно. Для простой системы достаточно одного или нескольких диалоговых окон, рые содержат ее описание. (Разумеется, следует предоставить пользователям возможность отключить вывод этого окна). Для более сложных систем, вероятно, потребуется специальный учебный курс.



Интерактивная справочная система - не самый лучший вариант для новичков. Они могут не знать о ее или не уметь

ею пользоваться. Чтобы решить эту проблему, разместите ссылки на интерактивное руководство пользователя в диалоговом окне, содержащем краткую информацию о системе и открывающемся при первом ее запуске, а также в меню Help.

Интерактивные справочные системы и пособия, рассчитанные на начинающих пользователей, должны быть ориентированы на решение типичных для новичков проблем. Таким пользователям нужны не столько толкования различных терминов: например нкт раскрывающегося меню или настраиваемая панель - сколько четкие указания, как выписать счет-фактуру.

Опытный пользователь

К этой категории относится большинство пользователей различных

компьютерных систем. Опытные пользователи, как правило, знают, для чего предназначена и как она работает, но часто забыва-

ют, какие именно действия нужно выполнить, чтобы получить тот или иной результат. При проектировании пользовательского интерфейса вы должны ориентироваться именно на эту группу. В Microsoft Windows есть множество различных средств, чтобы оказать помощь этим пользователям.

В первую очередь, это хорошо продуманная организация команд меню - своего рода подсказка, напоминающая опытным пользователям о возможностях системы и позволяющая быстро нужное.

Второй уровень поддержки опытных пользователей - интерактивная справочная система. Детальное описание цесса разработки интерактивных справочных систем выходит за рамки этой книги, ограничусь лишь одним замечанием. Поскольку большинство опытных пользователей будут активно использовать индекс при работе с интерактивной справочной системой, он должен быть как можно более

полным.

Эксперт

Пользователи, относящиеся к этой группе, отлично знают, как работает данная система, а также хорошо помнят, какие нужно выполнить для решения той или иной задачи. Большинство экспертов хотят выполнять определенные действия как можно быстрее и эффективней. Поэтому чем больше средств, позволяющих ускорить выполнение часто используемых операций, вы предусмотрите, тем

более удобной окажется ваша система для пользователей-экспертов.

Назначьте для каждой команды или другого элемента определенное



1 ... 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 ... 124

© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0.004
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика