|
Программирование >> Реализация целостности данных
Интерфейс как посредник между пользователем и системой ГЛАВА По завершении стадии системного анализа, о которой шла речь в предыдущей части этой книги, у вас должно сложиться четкое представление о том, каки киии должна выполнять разрабатываемая система. Третья часть книги посвящена вопросам разработки пользовательского интерфейса. В этой главе мы рассмотрим основные подходы к проектированию интерфейса и уделим внимание различным моделям, используемым при этом. Для детального освещения всех вопросов потребовалось бы несколько объемистых томов, поэтому я ограничусь лишь некоторыми общими моментами. Тех, кто хочет подробнее ознакомиться с проблемой, я адресую к литературе, перечисленной в библиографическом указателе. Роль пользовательского интерфейса в системе Множество пользователей отождествляют пользовательский интерфейс и саму систему. Это неудивительно, поскольку большинство из них взаимодействует с системой только через интерфейс, все остальные компоненты от конечного пользователя скрыты. Поэтому от разработки пользовательского интерфейса в значительной степени зависит успех всего проекта. Правильно спроектированный интерфейс обеспечит положительное отношение пользователей к системе, возможно, они даже простят вам некоторые промахи в реализации, без которых не обходится ни один проект. Если же интерфейс снроекти- рован плохо, то ни мастерство разработчиков, изация программного кода с целью повышения производительности не принесут проектууспеха. Увы, если интерфейс спроектирован хорошо, этого, как правило, никто не замечает. Изящные решения в области пользовательского интерфейса естественны и потому не бросаются в глаза. Но и если вы допустите ошибку, весьма вероятно, что она так и останется незамеченной. Интерфейс большинства компьютерных систем, с которыми мне приходилось сталкиваться (в особенности, использующих базы данных), настолько не удобен, что вряд ли тот, что создан вами, окажется самым плохим. Но если никто не заметит ни ваших успехов, ни ваших промахов, стоит ли вообще уделять этой проблеме внимание? Разумеется, стоит. В конце концов, в этом заключается ваша работа, и ее нужно сделать как можно лучше. Спроектировать рациональный пользовательский интерфейс несравненно сложнее, чем просто предоставить пользователю более-менее пригодные средствадоступакданным. Часто ре ализация удобного пользовательского интерфейса отнимает у ботчиков достаточно много времени и сил. И все же в конце концов затраченные усилия окупаются, приносят не только моральное удовлетворение, но и весьма ощутимую реальную выгоду. Хорошо спроектированный интерфейс позволяет существенно снизить время, необходимое пользователям, чтобы научиться работать с системой, а следовательно, существенно облегчаем цесс ее внедрения. Кроме того, рациональный пользовательский интерфейс способствует повышению производительности, поскольку работать с ним удобно и легко. Тщательно продуманный интерфейс, отвечающий требованиям пользователей и разработанный с учетом специфики рабочих процессов, снижает затраты на создание сопроводительной документации. И даже если пользователи не дадут созданному вами интерфейсу столь высокой оценки, какой он, безусловно, заслуживает, может быть, они все же скажут, что ваша система гораздо более эффективна, чем та, что разработана компанией Тяп-ляп-системз, инкорпорсйтед . А лучшай реклама для разработчика - выполненные им проекты. Итак, каковы же основные критерии, позволяющие отличить хорошо спроектированный интерфейс от плохо спроектированного? Я считаю, что хороший интерфейс прежде всего эффективно помогает пользователям решать перед ними задачи, не создавая до- полнительных трудностей в работе. Такой интерфейс не навязывает пользователям свои собственные правила совсем напротив - он настолько органично вписывается в рабочий процесс, что почти ЧАСТЬ 3 Прсеииройэние пользовэтепьского м герфй(геа не заметен. Он прост и удобен; пользователям не нужно держать в голове множество запутанных правил. И, конечно, хорошо спроектированный интерфейс никогда не преподносит пользователю сюрпризов* - система всегда работает стабильно и предсказуемо. Обо всех этих критериях оценки полезности и удобства пользовательского интерфейса мы еще поговорим. Но прежде рассмотрим три модели, которые помогут вам создать концепцию разработки нользо- вательского интерфейса. Модели интерфейса в книге About Face: The EssemialK of User Interface Design* ( Лицр системы: основные принципы разработки пользовательского интерфейса ) Алан Купер (Alan Cooper) выделил три аспекта восприятия пользователями различных компьютерных систем (и наоборот, реализации определенного подхода компьютерных систем к пользоваге-лям). Это ментальнаямодель,декларируемаямодельимодель реализации. Все они - мощные инструменты для разработки концепиии пользовательского интерфейса приложения. Ментальная модель (mental model) описывает представление пользователя о том, что происходит в системе. Как правило, представления пользователей основаны на упрошенных схемах и не совсем точных аналогиях, тем не менее, пользователь имеет вполне адекватное ставление о системе. (Все эт вдчти не влияет на сам процесс нроек- тирования интерфейса.) Например, с точки зрения пользователя текстового процессора, работающего с различными документами, нажатие на клавишу клавиатуры приводит к появлению символа на экране монитора - это ментальная модель. На самом деле в системе происходят значительно более сложные процессы, но они выполняются независимо от пользователя и потому не относятся к ментальной модели. Упомянутые процессы являются частью моделиреализации (implementation model), К ней относится все, что касается механики , нри- водящей в действие систему, или проблем, связанных с программным кодом. Пользователей эти вопросы не интересуют и не должны интересовать. Пользовательский интерфейс представляет собой декларируемую модель (manifest model), которая находится между ментальной моделью пользователя и моделью реализации, создаваемой и мой разработчиками. Это модель процесса, которую система представляет (декларирует) пользователю. При проектировании интерфейса разработчика - сделать незаметными для пользователя как можно больше элементов модели реализации. В идеальном слу-
|
© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки. |