Программирование >>  Хронологические базы данных 

1 ... 258 259 260 [ 261 ] 262 263 264 ... 348


ровки (обратите внимание, что существует только одна копия любого блокируемого объекта; при этом вопрос о первичной копии также не возникает). Управление восстановлением основано на протоколе двухфазной фиксации, но с некоторыми усовершенствованиями.

20.40.Wong Е. Retrieving Dispersed Data from SDD-1: A System for Distributed Databases.

(Опубликовано в [20.4].)

См. комментарий к [20.34]. 20.41.Yu С. Т., Chang С. С. Distributed Query Processing АСМ Сотр. Surv. - 1984. -

16, №4.

Здесь представлен материал по методам оптимизации запросов в распределенных системах, а также приведена обширная библиография.



Глава 21

Поддержка принятия решений

21.1. Введение

Замечание. Первый автор этой главы - Дэвид Мак-Говерн (David McGoveren).

Системы поддержки принятия решений - это системы, которые служат для анализа деловой информации. Их назначение - помочь выявить тенденции, определить проблемы и предложить... разумное решение [21.7]. Подобные системы создаются на основе таких теорий, как исследование операций, теория поведения и научная теория управления, а также методы статистической обработки. Первые теоретические работы в этой области появились в конце 40-х и начале 50-х годов, т.е. задолго до того, как компьютеры приобрели широкое распространение. Основной идеей было и по-прежнему остается накопление производственных операционных данных (см. главу 1) и приведение их к виду, в котором они могли бы использоваться для анализа хода деловых процессов и корректировки делового поведения с целью приведения его в разумное русло. По очевидным причинам степень преобразования данных на первых порах была почти минимальной - обычно все сводилось к составлению простых итоговых отчетов.

В конце 60-х и начале 70-х годов исследователи Гарвардского университета начали пропагандировать использование компьютеров в процессе выработки решений [21.23]. Сначала такое использование ограничивалось в основном автоматизацией генерации отчетов, хотя иногда предусматривались и элементарные аналитические возможности [21.2], [21.3], [21.6], [21.26]. Первые компьютерные системы сначала назывались автоматизированными системами управления, а позже - системами управления информацией. Но мы предпочитаем современный термин- системы поддержки принятия решений, поскольку все информационные системы, включая, например, систему оперативной обработки транзакций (OLTP), могут или должны считаться системами управления информацией (в конечном счете все они используются и влияют на управление деловыми процессами). Поэтому в дальнейшем мы будем применять современную терминологию.

В 70-х годах также велись разработки нескольких языков запросов, и на их основе было создано несколько заказных (внутренних) систем поддержки принятия решений. Они реализовывались с применением средств генерации отчетов, таких как язык RPG, или систем поиска данных, таких как Focus, Datatrieve и NOMAD. Эти системы были первыми из числа тех, которые позволяли соответствующим образом подготовленным конечным пользователям получать непосредственный доступ к банкам данных на компьютере. Иначе говоря, они позволяли пользователям формулировать производственные запросы к банкам данных и выполнять эти запросы, не ожидая помощи от информационно-технологического подразделения.



Естественно, то, что мы называем банком данных (data store), тогда чаше всего представляло собой просто набор файлов - производственные данные хранились или в отдельных файлах, или в не реляционных базах данных (реляционные системы еще только начинали разрабатываться). И даже в последнем случае данные извлекались из базы данных и копировались в файлы, прежде чем они могли быть обработаны системой поддержки принятия решений. Так продолжалось почти до начала 80-х годов, пока для систем поддержки принятия решений вместо простых файлов не начали использоваться реляционные базы данных. На самом деле поддержка принятия решений, обработка произвольных (ad hoc) запросов и выдача отчетов были первыми практическими задачами, использовавшими реляционную технологию.

Хотя в настоящее время SQL-продукты получили широкое распространение, идея процесса извлечения, т.е. копирования данных из одной операционной среды в какую-либо другую среду не утратила своей значимости. Скопированные данные пользователи могут обрабатывать, как им угодно, без вмешательства в операционную среду. И, конечно, очень часто причиной выполнения таких выборок данных бывает необходимость поддержки принятия решений.

Из вышесказанного должно быть ясно, что поддержка принятия решений не является частью самой технологии баз данных. Это скорее одно из применений данной технологии (хотя и очень важное), или, точнее, несколько видов такого применения, отдельных, но связанных между собой. Перечислим эти виды: хранилища данных (data warehouse), магазины данных (data mart), банки оперативных данных (operational data store), оперативная аналитическая обработка (OLAP - online analytical processing), многомерные базы данных и разработка данных. Все эти технологии поддержки принятия решений будут рассмотрены в последующих разделах.

Предостережение. Сразу же отметим, что единственное, что объединяет упомянутые технологии, - это то, что в них редко следуют соответствующим логическим принципам проектирования. Практика систем поддержки принятия решений, к сожалению, - вовсе не наука, как можно было представить, и часто является совершенно надуманной. В частности, наблюдается тенденция к смещению акцентов в сторону физических, а не логических соображений (в действительности различия между физическими и логическими аспектами в области систем поддержки принятия решений часто очень расплывчаты). Отчасти именно поэтому в примерах данной главы будет использоваться язык SQL, а не Tutorial D. Также мы будем применять менее строгую терминологию языка SQL, употребляя такие термины, как строки , столбцы и таблицы , вместо терминов кортежи , атрибуты и переменные-отношения . Также мы будем использовать термины логическая схема и физическая схема в качестве синонимов терминов концепту-ачьная схема и внутренняя схема соответственно, как они были названы в главе 2.

План этой главы таков. В разделе 21.2 приводятся аспекты, связанные с практикой проектирования приложений поддержки принятия решений, которые мы считаем неверными. В разделе 21.3 описан наш собственный подход относительно этих же аспектов. Затем в разделе 2 L4 обсуждаются вопросы подготовки данных (т.е. процесс получения оперативных данных в том виде, в котором они могут быть пригодными для выполнения задач поддержки принятия решений); здесь же кратко рассказывается о банках оперативных данньгк. В разделе 2 L5 рассматриваются хранилища данных, магазины данных и многомерные схемы . В разделе 2L6 обсуждаются оперативная аналитическая обработка (OLAP) и многомерные базы данных. Раздел 21.7 посвящен разработке данных, а раздел 21.8 представляет собой резюме.



1 ... 258 259 260 [ 261 ] 262 263 264 ... 348

© 2006 - 2024 pmbk.ru. Генерация страницы: 0
При копировании материалов приветствуются ссылки.
Яндекс.Метрика